В ад можно войти через жерло вулкана (например, Этны или Везувия), через узкий колодец; иногда путь в ад лежит через дремучий лес (как, в частности, у Данте); через разинутую пасть гиганта — библейского Левиафана (Иов. 41). В искусстве раннего Средневековья вход в ад иногда изо-бражала голова огромного старца с открытым ртом — тип, восходящий, вероятно, к античным маскам Океана (ЭРИХ, 87); иногда сама эта голова лежит в яме (утрехтский псалтирь) или плавает посредине огненной бездны (в аахенском евангелиарии, с подписью: «Abyssus» — «Бездна»). Однако в любом случае гостю или будущему жителю ада не миновать адских врат, упомянутых уже в Новом завете (МАТФ. 16:18). Порой эти врата оказываются АД КАК ЧУДОВИЩЕ, КОТОРОЕ ПОЖИРАЕТ ОСУЖДЕННЫХ. ЗАПИРАЕМЫХ В АДУ НА КЛЮЧ ХРИСТОМ В ОБРАЗЕ АНГЕЛА. МИНИАТЮРА ИЗ АНГЛИЙСКОГО МАНУСКРИПТА, 11-12 В. БРИТАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА. разрушены Христом при его Нисхождении в ад: старофранцузская поэма «Гюон Овер-нскии» утверждает, что эти врата будут восстановлены лишь после Страшного суда (ОУЭН, 98). Гервасий Тильбюрийский (ум. 1235) говорит, что врата ада, разбитые Христом, были бронзовыми, и что обломки их и сейчас можно видеть на дне озера Поццуоли (АМФИТЕАТРОВ, 165-166). И Данте входит в ад вратами, «которые распахнуты поднесь» (Ад, 8:126). С другой стороны, существова ло и противоположное мнение: Христос, выходя из ада, накрепко запер там грешников и демонов, а ключ унес с собой. Это мнение основывалось на стихе Апокалипсиса, где Спаситель говорит о себе: «...имею ключи ада и смерти» (ОТКР. 1:18). А. ДЮРЕР. ХРИСТОС У ВХОДА В АД (ОН ВЫВОДИТ ИЗ АДСКОГО КРЕПОСТНОГО ПОДЗЕМЕЛЬЯ ПРАВЕДНИКА! СЛЕВА — ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ И УЖЕ ВЫВЕДЕННЫЕ ИЗ АДА АДАМ И ЕВА). 151О-1511 ГГ. Миниатюра из английского манускрипта 11-12 в. (Британская библиотека) показывает, как это было проделано Христом. Образ накрепко запертого ада развит у Мильтона, в поэме которого Сатана, устанавливая границы своих владений, натыкается на «девятистворные врата», охраняемые двумя чудовищами (Мильтон, 66-67; кн. 2). Другая антиномия адского пейзажа связана с представлениями
о его замкнутости и тесноте или, напротив, огромности. С одной стороны,
учитывая невообразимое количество грешников, ад должен быть необычайно
велик. В староанглийской поэме «Христос и Сатана» дьявол, посланный
Христом измерить размеры ада собственными руками, возвращается и сообщает,
что насчитал сто тысяч миль (РАССЕЛЛ, ЛЮЦИФЕР, 147), — цифра, для
автора поэмы, видимо, невероятно большая. С другой стороны, одним
из адских мучений, должна, вероятно, служить его теснота — и отсюда
представление об аде как замкнутом и крайне тесном пространстве, которое
визуализуется в образах темного грота с зубчатыми краями, облегаемого
медными дверями с железными засовами (миниатюра из парижской псалтири,
9 в.); пещеры с зубчатыми краями (в ряде византийских миниатюр); крепости
с узким входом, похожим на лаз в подземелье (гравюра Дюрера «Христос
у входа в ад»). Ужас замкнутости, вероятно, не так остро переживался
средневековым человеком, как более близким к нам человеком Ренессанса,
который впервые, возможно, создал образ замкнутого ада, напоминающего
тюремную камеру: «Вход был похож на проулок, очень длинный и узкий,
или на печь, очень низкую, темную и тесную. Внизу было что-то вроде
гнилой воды, весьма грязной, вонючей и кишевшей ядовитыми рептилиями.
В глубине, в стене, находилась полость в форме алькова, где я и увидела
себя, скрюченной в страшной тесноте... Я была замурована в стене,
как в дыре, и стены, ужасные самим уже своим видом, наваливались на
меня всей тяжестью...» (ТЕРЕЗА АВИЛЬСКАЯ о видении ада, посетившем
ее в молельне ок. 1560 г.; 16-17). АДСКИЕ КОЛЕСА, К КОТОРЫМ В ДАННОМ СЛУЧАЕ ПРИВЯЗАНЫ ГОРДЕЦЫ . Из ФРАНЦУЗСКОЙ книги -Le grand kalendrier et compost des Bergiers» (1496). Другая метафора того же порядка — лестница спасения, возникшая под влиянием сна Иакова (БЫТ. 28:12-13). В «Видении Альберика» Альберик при своем путешествии по аду видит длинную железную лестницу с зубьями на ступенях; зубья рассыпают огненные искры, железо раскалено до красна; под лестницей — котлы с кипящими смолой и маслом, их пары обжигают поднимающихся по лестнице, многие из которых падают прямо в котлы (цит. по: ХЬЮЗ, 169). Лестница и мост, будучи чисто адским атрибутом, используются просто как орудие пытки; ассоциируясь с идеей чистилища, они, напротив, могут становиться орудием духовного очищения (так, у Григория Великого в «Диалогах» адский мост связывает ад и рай — ОУЭН, 10); адская лестница превращается в «лестницу добродетели», которая может привести в рай, но с которой можно сорваться и в ад. ЛЕСТНИЦА ДОБРОДЕТЕЛИ (ИЗ «САЛА УТЕХ. АББАТИССЫ ГЕРРАДЫ, 12 В.) — АЛЛЕГОРИЯ ЖИЗНИ И ВАРИАЦИЯ АДСКОЙ ЛЕСТНИЦЫ. ДЕМОНЫ АТАКУЮТ ПОДНИМАЮЩЕЕСЯ ПО НЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПОД ЛЕСТНИЦЕЙ — МАНЯЩИЕ УДОВОЛЬСТВИЯ. ОБОЗНАЧАЮЩИЕ. ГРЕХИ (ПОСТЕЛЬ» СИМВОЛИЗИРУЕТ ЛЕНОСТЬ, ОБНАЖЕННАЯ ЖЕНЩИНА В НИЖНЕМ ПРАВОМ УГЛУ — ПОХОТЬ И Т. Д.). ЖЕНЩИНА ДОСТИГШАЯ ВЕРХА ЛЕСТНИЦЫ, — БЕЗ СОМНЕНИЯ, СВЯТАЯ. — ОДНА СНИСКАЛА КОРОНУ ПРАВЕДНОСТИ. В евангелии от Никодима, повествующем о нисхождении
Иисуса в ад, последний персонифицирован в лице некого персонажа, спорящего
с Сатаной и затем выполняющего указания Христа. В соответствии с этим
текстом ад иногда понимался как живое существо: так, некоторые средневековые
иллюстрации к сцене нисхождения Иисуса в ад изображают ад в виде старца;
в Хлудоффской псалтири (9 в.) этот гигантский, превышающий размерами
самого Христа, старец лежит на спине с согнутыми коленями, лицо его
закрыто длинными волосами. Структура ада часто определяется двумя
числами: семеркой или девяткой. Существовало представление о семичастном
аде — он имеет семь отделов, в каждом из которых наказывается один
из семи смертных грехов. Дантовский девятичастный ад представляет
собой воронку, которая, сужаясь, достигает центра земного шара; ее
склоны опоясаны девятью концентрическими уступами — «кругами», в каждом
из которых претерпевают наказания те или иные грешники: между вратами
Ада и берегом Ашерона пребывают «ничтожные» — те, кто не заслужил
ни адских мук, ни райского блаженства; в первом круге Данте помещает
лимб, объединяя в нем и некрещеных младенцев, и добродетельных язычников;
во втором круге содержатся сладострастники; в третьем — чревоугодники;
в четвертом — скупцы и расточители; в пятом — гневливые; в шестом
— еретики; в седьмом — насильники над ближним и над его достоянием,
насильники над собою и над своим достоянием, насильники над божеством,
над естеством (содомиты), над естеством и искусством (лихоимцы); в
восьмом — обманувшие не доверившихся: сводники и обольстители, льстецы,
святокупцы, прорицатели, мздоимцы, лицемеры, воры, лукавые советчики,
зачинщики раздора, поддельщики металлов, поддельщики людей, денег
и слов; наконец, в девятом круге содержатся обманувшие доверившихся
— предатели родных, родины и единомышленников, друзей, сотрапезников
и благодетелей; в глубине девятого круга, в ледяном озере — Джудекке
три пасти Люцифера вечно терзают главных злодеев человечества — предателей
величества божеского (Иуда) и человеческого (Брут и Кассий). |