Сочетание холода и жара с давних пор присутствует в описаниях
ада. Уже талмудическая книга Зогар утверждает, что в аду сочетаются
огонь и лед; при этом адский огонь был создан на второй день творения
(РИШАР, 42). В одном из первых описаний христианского ада (ВИДЕНИЕ СВ.
ПАВЛА, 4) Обижавшие сирот и вдов помещены в ледяное место, которое частью
нестерпимо холодно, а частью полно столь же нестерпимого пламени.
И все же именно огонь является главным орудием адской пытки; при этом
этот огонь вполне реален, хотя и имеет совершенно особую природу. Правда,
некоторые богословы, в числе коих Ориген и Кальвин, понимали огонь метафорически.
«Каждый грешник сам для себя зажигает пламя собственного огня, — утверждает
ОРИГЕН. — Материей и пищей для этого огня служат наши грехи» (О НАЧАЛАХ,
2:10:4).
Однако и Библия, «не дающая повода понимать под адским огнем метафору»
(БАУТЦ, 116), и вся история христианской мысли поддерживают и развивают
мотив реальности адского пламени. В «Мученичестве св. Поликарпа» (2
в.) говорится о том, что святым мученикам огонь, разводимый их палачами,
кажется холодным, поскольку перед их глазами стоит подлинный огонь —
адский; сам Поликарп отвечая проконсулу, который угрожает ему костром,
противопоставляет огонь на час и вечный огонь ада (РИШАР, 48).
В то же время, признание реальности адского огня ставило перед богословами
проблему: каким образом материальный агент может влиять на духовную
субстанцию — душу. Сходились на том, что адский огонь, будучи вполне
реальным, имеет совершенно особую природу. В частности, этот темный,
«фосфорный» огонь, обжигая, не светит. Но это не самое главное: он обладает
способностью не сжигать то, что он обжигает. Тертуллиан проводит различие
между скрытым и внешним огнем — первый не просто пожирает, но и восстанавливает
вновь и вновь то, что им пожрано. АВГУСТИН посвящает главу (О ГРАДЕ
БОЖИЕМ, КН. 21, ГЛ. 10) вопросу, «может ли огонь геенны обжигать демонов»,
и отвечает на него утвердительно, ссылаясь на Иисуса Христа («идите
от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его»
— МАТФ. 25:41), и уклоняется от дальнейших разъяснений: и в самом деле,
«почему ... нематериальные духи не могут понести наказание неким таинственным
образом в материальным огне, если души людей, которые безусловно нематериальны,
помещены сейчас в материальных телах, а в грядущем мире будут нераздельно
соединены со своими телами?» В конечном итоге, почти все богословы сочли
за лучшее согласиться в этом трудном вопросе с Фомой Аквинским, который
утверждал, что «огонь действует в душе не вливанием (поп per modum influentis),
но удержанием» (цит. по: БАУТЦ, 117) — т. е. огонь не добавляет в душу
своей субстанции, не проникает в нее, но как бы парализует, привязывает
ее к замкнутому, ограниченному месту, лишая ее свободы волеизъявления.
|