Истоки доктрины ;
«шеол» и «геенна»
|
Постепенное формирование идеи об особом месте посмертного наказания
грешников можно проследить в Ветхом Завете. В Пятикнижии, книге Иисуса
Навина, книгах Царств и Судей грешники пока еще наказываются непосредственно
в земной жизни, в посмертной же судьбе грешников и праведников нет никаких
различий: «Древних израильтян не смущало ни счастье нечестивых, ни несчастье
праведников; Яхве не интересовали отдельные личности, но весь народ
целиком. Он наказывал грешников здесь, непосредственно на земле, или
в их потомстве» (РИШАР, 31, 38).
В этих ветхозаветных книгах ад (шеол, изредка Аваддон) — не место наказания,
но место посмертного пребывания всех людей, независимо от их греховности
или праведности, причем это посмертное состояние обрисовано крайне туманно;
так, в ПЛАЧЕ ИЕРЕМИИ ад назван просто «темным местом» (Пл. 3:6), а книга
ИОВА загадочно сообщает, что «в стране мрака» «нет устройства» (10:22;
в Вульгате: nullus ordo, т. е., буквально: «никакого порядка, чина»).
Новое понимание «шеола» как места воздаяния за грехи, от которого праведник
может быть избавлен, возникает в ПСАЛТИРИ и в книгах пророков. Так,
в псалме 48 посмертная судьба грешников и праведников (к которым автор
относит и себя) ясно различается: «Как овец, заключат их [грешников]
в преисподнюю; смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать
над ними; сила их истощится; могила — жилище их.
Данте: справа от нег - ад, за его
спиной - чистилище, над ним -
небесные сферы, слева - небесный град.
( аноним ; темпера, дерево. Италия, 14 в.)
Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда
примет меня» (48:15-16). Одним из первых, кто «увидел в глубине шеола
ужасную бездну, где осужденные подвергаются мучениям» (РИШАР, 35),
был пророк Исаия: «И будет в тот день: посетит Господь воинство выспреннее
на высоте и царей земных на земле. И будут собраны вместе, как узники,
в ров, и будут заключены в темницу, и после многих дней будут наказаны»
(Ис. 24:21-22); «Тофет [место в долине Гиннома, где приносили жертвы
Молоху — см. об этом ниже] давно уже устроен; он приготовлен и для
царя, глубок и широк; в костре его много огня и дров; дуновение Господа,
как поток серы, зажжет его» (Ис. 30:33). В книге Иезекииля шеол также
предстает местом наказания врагов Израиля: «Там Ассур и все полчище
его, вокруг него гробы их, все пораженные, павшие от меча.
Гробы его поставлены в самой глубине преисподней, и полчище его вокруг
гробницы его, все пораженные, павшие от меча, те, которые распространяли
ужас на земле живых» (Иез 32:22-23). Даниил, подтверждая идею существования
вечного ада, впервые формулирует особый пункт будущей христианской
доктрины ада — воскрешение мертвых для окончательного суда над ними:
«И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной,
другие на вечное поругание и посрамление» (ДАН. 12:2).
В христианская догматике представление об аде как безразличном вместилище
всех мертвецов сохраняет верность лишь применительно к тому состоянию
ада, в котором он пребывал до нисхождения в него Иисуса Христа и его
последующего вознесения на небо: «До вознесения Иисуса Христа ни одна
душа не могла попасть на небо; можно сказать, что все мертвые находились
в одном месте, удаленном и от неба, и от поверхности земли» (РИШАР,
29). Таким образом, искупительный подвиг Христа и выведение им праведников
из ада перевернули все древнее устройство ада: «в древнем шеоле остались
лишь грешники и осужденные, и ад осужденных получил особое название
геенны» (РИШАР, 29), Это еврейское слово, часто используемое для обозначения
ада в патристике (например, у АВГУСТИНА, О ГРАДЕ БОЖИЕМ, КН. 21),
означает «долина Гиннома» и первоначально служило названием оврага
под Иерусалимом, где при правлении нечестивых царей Ахаза и Манассии
(4 Цар. 23:10; Иер. 32:35; 2 ПАР. 33:6) жители города приносили своих
детей в жертву Молоху; при Иосии (4 Цар. 23:10) туда бросали нечистоты
и трупы. Со времен Исаии (66:24) мрачная долина с ее кострами, на
которых горели трупы и нечистоты, стала метафорой ада и была названа
«огненной геенной». Иисусу Христу осталось лишь закрепить за словом
расширительное значение, что он и делает, говоря о «геенне, огне неугасимом»
(МАРК. 9:43), «геенне огненной» (МАТФ. 5:22)
|