Разнообразные и зачастую противоречивые соображения о месте ада высказывались
уже в междузаветной апокрифической литературе: так, 1 КНИГА ЕНОХА (которая
сначала была даже включена в библейский канон) помещает его то под землей,
на востоке, в пещерах некой высокой горы (22); ТО В огромной пустыне,
где нет никакой земли (108:3). В Средние века, безусловно, господствовала
теория подземного расположения ада: он понимался как закрытое пространство
в центре земли; как полуокружность под земным диском, симметрично отражавшая
небесную арку над диском земли; как пропасть или яма, имеющая открытый
выход на земную поверхность в отдаленном районе мира. Представления
об аде как неком далеком крае земли были менее распространены: Дж. Б.
РАССЕЛЛ говорит, в частности, о «малой традиции», помещавшей ад в «Исландии,
чей исключительный холод напоминал о месте вечных мук» (ЛЮЦИФЕР, 72).
У Данте ад образовался в результате падения Люцифера, который вонзился
в южное полушарие Земли и застрял в ее центре, физическом средоточии
Вселенной (Данте не разделяет мнения большинства теологов, считавших,
что падение ангелов произошло до сотворения земли и неба); земля в северном
полушарии, расступившись вокруг головы Люцифера, образовала воронкообразную
пропасть ада. Мильтон в отличие от Данте, учитывает, к моменту падения
ангелов небо и земля еще не сотворены, и потому помещает ад «не в центре
Земли..., но ; области тьмы кромешной, точнее — Хаоса» (МИЛЬТОН, 23;
предисл. к первой книге).
Связь дьявола с севером (7) Место обитания демонов) заставляла порой
и ад помещать где-то на севере, как это делает, например, БОНА-ВЕНТУРА
(КОММЕНТАРИЙ НА ЕККЛЕСИАСТ, 11:3). Иногда ад располагали на неком острове:
так, во французской поэме «Гион Бордосский» (13 в.) ад расположен на
острове, именуемом Moysant.
Ад, в соответствии с изложенной выше идеей взаимосозерцания грешников
и праведников, находится поблизости от рая, возможно, напротив него.
Это распространенное в Средние века представление поддерживается апокрифическими
текстами: ад на третьем небе, на севере, напротив рая (2 ЕНОХ. 10:1);
«Откроется печь Геенны, и напротив — рай блаженства» (4 ЕЗДР. 7:35).
Визионеру Бернольду ад представляется «темным местом», куда «из соседнего
места» доходят луч райского света и благоухания обители отдохновения
святых» (ГУРЕВИЧ, 220).
В 17-18 вв. имеют место попытки встроить ад в реалии, открытые новым
естествознанием. Одной из самых популярных теорий о местонахождении
ада, вполне серьезно обсуждаемой даже в энциклопедии Дидро и Далам-бера
(в статье МАЛЛЕ, 667), стала теория ТОБИАСА СУИНДЕНА, который, ссылаясь
одновременно на современные ему научные представления о Солнце и на
Апокалипсис («Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было
ему жечь людей огнем», 16:8), утверждал, что ад находится на солнце,
поскольку оно есть нескончаемое пламя и поскольку только там могут поместиться
все грешники. Нарисованная Суинденом картина отличается от традиционного
богословского ада тем, что в ней чередование крайностей — огня и холода
— заменено однообразием вечного поджаривания; однако любопытно, что
последователь Суиндена, священник и математик Уильям Уистон, также озабоченный
тем, чтобы найти аду место в новой посткоперниканской Вселенной, исправляет
этот недостаток: он считает, что кометы должны рассматриваться как «ады»,
предназначенные для того, чтобы переносить осужденных то в близость
к Солнцу, где их жарит огонь, то, напротив, в холодные и темные регионы
— например, в орбиту Сатурна. Так древнее представление об аде как чередовании
огня и холода в псевдорациональной форме возвращается в новую, уже «научную»
картину ада. В то же время кометы Уистона воскрешают в такой же псевдорациональной
форме традиционный атрибут адского пейзажа — колесо, имеющее место еще
в раннехристианском видении св. Павла .
|