Ужасы ада настолько чудовищны, что грешники, согласно
Данте, сходят с ума, «свет разума утратив навсегда» (АД, 3:18; нельзя
не отметить, что этому утверждению противоречат многочисленные места
«Ада», где души осужденных рассуждают вполне разумно). Мертвец, явившийся
из ада в рассказе Якопо Пассаванти («Зерцало истинного раскаяния», 1354),
находит красноречивый способ дать своему земному визави представление
об адских страданиях: он стряхивает на ладонь собеседника капельку пота
с пальца, и она прожигает тому руку. Многие авторы стремились подчинить
многообразие адских мук некой нумерологической логике, опять-таки связанной
с семеркой и девяткой. Мук весьма часто насчитывают девять — по Бенедейту,
девять мук в нижнем аду таковы: огонь, который жжет, не освещая; холод;
неумирающие рептилии — змеи и драконы; вонь; бичевания; тьма; смятение
грешников; ужасный вид демонов и драконов; железные цепи, которыми скованы
члены истязаемых. Однако мук может быть и девяносто девять, и семь —
по числу смертных грехов. Старофранцуэская поэма «Змей суда» соединяет
оба числа: в аду — семь башен, в каждой из них грешники претерпевают
девяносто девять мук (ОУЭН, 82). КОТЕЛ С ГРЕШНИКАМИ НАГРЕВАЕТСЯ В АДСКОЙ ПАСТИ. ДЕМОНЫ РАЗДУВАЮТ ОГОНЬ МЕХАМИ. МОЛИТВЕННИК КАТАРИНЫ КЛЕВСКОЙ. Довольно часто наказание представляет собой целый цикл процессов, пародирующих смерть и возрождение, причем в этой пародии возрождение не менее мучительно, чем смерть. В «ВИДЕНИИ ТНУГДАЛА» ангел ведет визионера в глубокую долину, полную горящих угольев и ужасного смрада и закрытую крышкой; грешники падают на крышку и поджариваются на ней, расплавляясь, как воск, а потом проваливаются вниз, в огонь, где возрождаются для новых мук. Ангел объясняет, что здесь мучаются убийцы и что через некоторое время они будут подвергнуты новым, еще более тяжким мукам. Предателей демон гоняет раскаленным железным шестом вокруг горы, с одной стороны огненной (горящей «темным» фосфорным огнем), а с другой стороны — снежной и ледяной. Люцифер «при каждом выдохе извергал из глотки души осужденных и развеивал их по всем областям ада... А когда он вдыхал, он втягивал все души назад и, когда они падали в серные испарения его утробы, пережевывал их...», что, естественно, повторяется до бесконечности. В другом месте демоны расплющивают души молотами на наковальнях, так что они становятся совсем крохотными и тем самым как бы превращаются в детей, чтобы претерпеть заново весь цикл наказания. ЛЬВИНОПОДОБНАЯ ПАСТЬ АДА, ЛЮЦИФЕР И САТАНА НА ПЕРЕДНЕМ ПЛАНЕ. ТИТУЛЬНЫЙ лист ФРАНЦУЗСКОЙ книги .Livre de la Deablerie (1568). В описании ада у Винсента Бове демоны заталкивают в
глотки грешникам раскаленные монеты, те давятся и изрыгают их, но
лишь затем, чтобы получить их обратно. В том же аду демоны бросают
грешные души в кипящие котлы, где они становятся подобны новорожденным
младенцам; затем их вытаскивают оттуда железными крючьями, и они приобретают
прежний облик, но их снова бросают в котел, и пытка повторяется (ВИНСЕНТ
БОВЕ, кн. 28, с. 15). Мука бесконечно повторяющимся процессом — едва
ли не самый основной мотив в описаниях наказании грешников: безжалостные
ростовщики до бесконечности жуют собственные языки; молодые женщины,
убившие своих незаконнорожденных младенцев и скормившие их свиньям,
лежат в черных одеждах, покрытые смолой и серой, в то время как четыре
«злых ангела» беспрестанно наносят им раны своими огненными рогами
и требуют от них, чтобы они признали Сына Божия; однако преступление
их таково, что им отказано в раскаянии (ВИДЕНИЕ СВ. ПАВЛА, 4); некий
человек сидит на пылающем троне, а прекрасные женщины всю вечность
напролет бросают ему в лицо горящие головни, которые проникают ему
прямо в кишки; другого грешника — в прошлом жестокого тирана — демон
освежевывает и посыпает солью, повторяя этот процесс, как только грешник
вновь обрастает кожей (ВИДЕНИЕ МОНАХА ГУНТЕЛЬМА, ВИНСЕНТ БОВЕ, КН.
30, С. 16). Все совершающееся в аду не ведет ни к какому результату,
ни к какому изменению в состоянии грешников; процесс муки, при всей
ужасающей реальности причиняемой им боли, в то же время абсолютно
призрачен, поскольку не оставляет никаких следов: отрубленные члены
вновь и вновь отрастают, раны затягиваются, и все начинается сначала.
Полная безрезультатность происходящего (которое с этой точки зрения
трудно назвать происходящим) совершенно воплощает ветхозаветное проклятие:
«Будут есть, и не насытятся; Будут блудить, и не размножатся» : 4:10).
|