Виды наказаний

общепринятым в богословии было различение «наказания отрицательного, или наказания лишением» (роеnа privativa seu damni) и «наказания позитивного, или наказания чувства» (роеnа positiva seu sensus). Первое состоит в лишении: в вечном и окончательном удалении грешника от добра, от «лицезрения Божественного лика, которое составляет вечное блаженство праведных» (МАЛЛЕ, 666); второе заключается собственно в «позитивных» физических мучениях, которые, по мнению одних богословов, должны наступить после обретения

НАКАЗАНИЯ ЗА СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ: ДЕМОНЫ ЗАСТАВЛЯЮТ ОБЖОР ГЛОТАТЬ ЖАБ, КРЫС И ЗМЕЙ. Из ФРАНЦУЗСКОЙ книги "Le grand kalendrier et compost des Bergiers" (1496).

душой воскресшего тела в результате Страшного суда, а по мнению других — могли начаться и сразу после смерти; так, Хиларий, как указывалось выше, даже предусмотрительно снабжает грешников неким подобием тел, чтобы они могли без затруднений воспринять физические муки.

Последние были расписаны по всем пяти органам чувств: осязание страдает от огня, слух — от нескончаемых воплей отчаяния, обоняние — от вони серы и прочих миазмов, вкус — от жажды и голода, зрение — от ужасающих картин пыток и постоянного мрака (который, видимо, мыслится богословами не столь абсолютным, как это предполагается Библией, говорящей об аде как о «стране мрака», где «темно, как самая тьма». — Иов. 10:22).

После Страшного суда, когда грешники получат в вечное пользование свои теперь уже нетленные тела, они будут еще острее ощущать свои муки, в то время как праведники будут гораздо острее переживать блаженства; для первых тела станут усилителем страданий, а для вторых — наслаждений. Таким образом, как не беэ иронии замечает дантовский Виргилий, грешников «ждет полнее бытие в грядущем» (АД, 6:111).

 

 

Сайт управляется системой uCoz