общепринятым в богословии было различение «наказания отрицательного, или наказания лишением» (роеnа privativa seu damni) и «наказания позитивного, или наказания чувства» (роеnа positiva seu sensus). Первое состоит в лишении: в вечном и окончательном удалении грешника от добра, от «лицезрения Божественного лика, которое составляет вечное блаженство праведных» (МАЛЛЕ, 666); второе заключается собственно в «позитивных» физических мучениях, которые, по мнению одних богословов, должны наступить после обретения НАКАЗАНИЯ ЗА СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ: ДЕМОНЫ ЗАСТАВЛЯЮТ ОБЖОР ГЛОТАТЬ ЖАБ, КРЫС И ЗМЕЙ. Из ФРАНЦУЗСКОЙ книги "Le grand kalendrier et compost des Bergiers" (1496). душой воскресшего тела в результате Страшного суда,
а по мнению других — могли начаться и сразу после смерти; так, Хиларий,
как указывалось выше, даже предусмотрительно снабжает грешников неким
подобием тел, чтобы они могли без затруднений воспринять физические
муки.
|