Необходим какой-то критерий, позволяющий отличать Сатанистов от тех, кто таковыми являться не может — потому что при его отсутствии название Сатанист становится объектом демагогических спекуляций. С одной стороны, Сатанистами зовут себя все, кому не лень, поскольку проверить это трудно; с другой — некоторые личности признают или не признают кого-то Сатанистом в зависимости от своих личных симпатий и антипатий. Попытки определить понятие Сатанист делались двумя различными способами: 1) в виде тезиса, из которого можно логически вывести все качества и особенности, свойственные Сатанисту; 2) в виде перечисления набора качеств, обладание которыми делает индивида Сатанистом. Первый путь имеет серьезный недостаток: такое определение получается слишком туманным и допускает произвольные толкования. Чтобы этого избежать, приходится уточнять и дополнять определение, в результате чего оно раздувается до объема целой статьи и в конечном итоге все равно сводится к перечислению качеств и особенностей Сатаниста. Поэтому второй путь видится более перспективным. Однако, определения такого типа тоже страдают рядом проблем: либо они выдают желаемое за действительное и получаются откровенно фантастическими, описывая некоего идеального сверхчеловека, которого в реальности не существует; либо в них имеются "дыры", позволяющие назвать Сатанистами тех, кто к таковым явно не относится. На мой взгляд, подобные нестыковки в определениях понятия Сатанист объясняются тем, что их авторы исходят из первичности мировоззрения по отношению к индивиду, Сатанизма перед Сатанистом. Они выделяют различные элементы Сатанистского мировоззрения и относят к Сатанистам того, в ком эти элементы присутствуют. Такой подход приемлем для массовых мировоззрений (типа христианства, марксизма и т.п.), при которых индивид берет готовое мировоззрение из внешнего мира, примеряет его на себя и изменяет себя под влиянием мировоззрения. Сатанизм же есть мировоззрение индивидуальное, формируемое самим индивидом; конечно, отдельные штрихи он может позаимствовать из философских и литературных источников Сатанизма, но основу мировоззрения он создает сам. Поэтому следует говорить о первичности Сатаниста как индивида, обладающего определенными характеристиками, по отношению к Сатанизму как мировоззрению, наиболее естественному для индивида с такими характеристиками. Трудности с формулировкой определения Сатаниста возникают еще и потому, что Сатанисту свойственно постоянное развитие, и индивиды, находящиеся на разных стадиях этого процесса развития, различаются по своим характеристикам. Поэтому из определения, гласящего, что Сатанисту необходимо обладать всеми соответствующими качествами в полной мере, вытекает, что настоящих Сатанистов в природе не существует; в то же время исключение каких-то качеств из этого списка позволяет назвать Сатанистами явно посторонних людей. Попытки сделать нечто среднее между этими двумя вариантами тоже не решают проблему: приходится работать с количественными показателями степени обладания индивидом нужными качествами, которые точно определить невозможно; в результате, итоговая дискретная оценка "Сатанист — не-Сатанист" получается слишком субъективной. Причина здесь также лежит в неоправданной аналогии Сатанизма с массовыми мировоззрениями, которые являются статичными. Сатанизм же есть мировоззрение динамическое; это — путь, а не состояние. . Выбраться из этого круга проблем можно, если разделить характеристики Сатаниста на две группы: 1) качества, которыми Сатанист обладает изначально; 2) качества, которые Сатанист стремится в себе развить, если они у него отсутствуют или развиты недостаточно. Такая модель следует из присущего Сатанисту стремления к развитию, и отражает процесс этого развития. Распределение качеств по группам не должно быть субъективным; оно следует из природы самих этих качеств. К первой группе относятся качества, которые являются врожденными и не становятся в детстве объектом воспитания (т.е. общество не способно или не считает критически важным вдолбить ребенку прямо противоположные качества). Ко второй группе следует отнести качества, которые могут быть присущи только взрослому индивиду, а также качества, для выработки в себе которых необходимо избавиться от внушенных в детстве установок. Теперь уже рассмотрим конкретно: какими качествами обладает и стремится обладать Сатанист. . 1. Качества, необходимые для Сатаниста — так сказать, стартовая площадка Левого пути. Отсутствие хотя бы одного из них указывает, что индивид Сатанистом не является. Постоянное развитие. Сатанист никогда не упускает случая усовершенствовать свои знания и умения в нужных ему областях. (Именно в нужных ему, а не в тех, которые общество считает нужными для любого человека или окружающие люди считают нужными для него.) Индивидуализм. Мнение других не является для Сатаниста основанием для каких-либо действий или изменения собственного мнения, за исключением случаев, когда он сам считает это мнение разумным или когда поступить иначе было бы опасно для его жизни, здоровья или благосостояния. (Под опасностью для благосостояния понимается риск потерять все до копейки, а вовсе не упущенная возможность заработать еще денег, когда их и так достаточно.) Непокорность. Сатанист стремится избежать зависимости от кого-либо и чего-либо; если же это невозможно, старается свести эту зависимость к минимуму. (Из этого также следует, что Сатанист не продаст свою свободу ни за какие материальные или иные выгоды.) Творческий подход. Везде, где это возможно и целесообразно, Сатанист создает собственные идеи и эстетические образцы, а не повторяет уже готовые. (Например, если Сатанист занимается искусством — он отражает в нем свою собственную индивидуальность, а не следует канонам стиля, и т.д.)
. 2. Качества, желательные для Сатаниста. Сатанист стремится выработать у себя те из этих качеств, которых ему не хватает, и развить уже имеющиеся. Эгоизм. Сатанист все делает ради собственной пользы. Он может что-то сделать для других, только если это и ему тоже выгодно. (Эгоизм Сатаниста — разумный и гибкий; например, сделать для кого-то что-то сейчас ради собственной выгоды в будущем.) Неподверженность самообману. Сатанист считает что-либо истинным, только имея достаточные основания для этого. Сатанист готов изменить свое мнение, если появляются факты, которые это мнение опровергают. (Сатанист ни во что не верит и ничего не отрицает, он оперирует фактами и логикой.) Ответственность. Сатанист всегда осознает свою ответственность за каждое совершенное им действие и не пытается переложить эту ответственность на других индивидов или иные внешние обстоятельства. (...а также на собственную слабость, незнание и т.д.) Контроль разума над поступками, эмоциями и инстинктами. Сатанист стремится к тому, чтобы его сознание контролировало не только все его поступки, но и физиологические реакции его тела. Сатанист может сознательно отключать этот контроль на время, если сочтет нужным. (По сути, это логическое следствие принципа ответственности: если уж я несу за что-то ответственность, то это должно полностью зависеть от меня.) Отход от человеческого. Сатанист стремится преодолеть ограничения, которые на него накладывает его принадлежность к виду Homo Sapiens. (Под этим подразумевается прежде всего отказ от человеческой точки зрения на мир — например, от рассмотрения ситуации на Земле только с позиции человечества; и отказ от того, что общественное мнение считает обязательным свойством человека — например, от общественного образа жизни.) Объективная самооценка. Сатанист стремится точно знать свои силы, способности, таланты и свои слабости, недостатки, физические ограничения. Сатанист не станет колебаться, если ему нужно сделать то, что он способен сделать; но и не станет браться за дело, которое ему не по силам. (Для Сатаниста одинаково нежелательны как беспричинная неуверенность в себе, так и необоснованная самоуверенность.) Гармоничность. Сатанист стремится к тому, чтобы его взгляды не противоречили его сущности; чтобы между разными частями его мировоззрения не было противоречий; чтобы его образ жизни, действия, вкусы и т.п. не противоречили его взглядам. (Сатанист — цельная личность, самостоятельно формирующая свои взгляды в соответствии со своими личными особенностями, а не заимствующая отдельные понравившиеся моменты у других. Мировоззрение Сатаниста — цельная философская система, а не набор идей, выхваченных из разных источников.) Преодоление себя. Сатанист стремится изжить те особенности своей личности, которые мешают ему развиваться. (Собственное прошлое не должно мешать Сатанисту двигаться в будущее.) Влияние на людей. Везде, где это возможно и целесообразно, Сатанист стремится использовать людей для достижения своих целей. (Человек для Сатаниста не цель, а средство.)
Таким образом, можно сделать вывод, что Сатанистами (или, по крайней мере, потенциальными Сатанистами) — рождаются. Хотя, вероятно, не все, рожденные Сатанистами, находят себя. Все сказанное выше про Сатанистов, в принципе, вполне применимо ко всем идущим по Левому (Темному) пути, вне зависимости от того — как они себя называют. Личные качества, а не мировоззрение — вот что направляет индивида на Левый путь. А его мировоззрение уже формируется на основе его личных качеств. Сатанист — это тот, кто обладает определенными качествами, а не тот, кто придерживается определенного мнения. Сатанистом невозможно стать в один момент; можно только, уже будучи таковым, осознать этот факт. |