Строение и величина Ада
;
лимбы и чистилище
|
Из бесчисленного разнообразия представлений о строении
ада к достаточно устойчивым и общепринятым можно отнести идею двух адов:
верхнего и нижнего. Эта идея находила библейское обоснование в Псалтири,
где говорится: «Ты избавил душу мою от ада преисподнего» (85:13; в Вульгате:
eruisti animam meam ex inferno inferiori, т. е. буквально: «от ада нижнего»).
ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ, исходя из весьма неясного указания псалма, высказывает
предположение, что «верхний ад на земле, нижний — под землей» (ДИАЛОГИ,
4:42, col. 400). Идея развита в «Светильнике» Гонория Августодунского
(ок. 1100).
Верхний ад здесь изображен как «нижняя часть этого мира, полная мук»,
«здесь неистовствуют безмерный жар, великий холод, голод, жажда, различные
страдания телесные, такие как бичевания, и душевные, такие как ужас
и робость...; нижний же ад — «духовное место» (locus spiritualis), где
горит неугасимый огонь; его расположение внизу следует понимать метафорически:
«о нем говорят, что он находится под землей, потому что, как тела грешников
покрываются землей, так души грешников погребаются в аду» (Цит. по:
ОУЭН, 60). Разделение ада на верхний и нижний нашло выражение и в поэзии.
В англо-норманской поэтической версии «Странствования св. Брендана»
(ок. 1125) Бенедейта верхний и нижний ад разделены соленым озером, верхний
ад полон пламе ни, нижний — вони и холода (ОУЭН, 60). У Данте адские
круги с шестого по девятый, окруженные стигийским болотом, находятся
в пределах стен «города Дита» (Люцифера) и образуют Нижний ад; «вечный
пламень» у Данте, как и у Гонория Августодунского, горит лишь в нижнем
аду (АД, 8:73-75).
Идея лимба была порождена необходимостью выделить в аду особое место
для тех, кто, не будучи крещен, не совершил вместе с тем и никаких грехов.
Казалось несправедливым, что библейские патриархи, ожидая в аду появления
Христа (71 Нисхождение в ад), разделяют страдания прочих грешников;
уже Беда Достопочтенный утверждал, что праведники дожидаются Христа
в аду, не испытывая мук. Однако лишь позднее (в 13 в.) возникает понятие
об особой части ада — лимбе (limbus — буквально «край одежды»), где
обитают патриархи и невинные младенцы. Альберт Великий и Фома Аквинский
ввели различение «лимба младенцев» (limbus infantium, limbus puerorum)
и «лимба отцов» (limbus patrum) (ГОДЕЛЬ, 761).
Идея чистилища — места, где очищаются души, не совершившие смертных
грехов, но все же не достойные немедленного отправления в рай, возникла
под влиянием 2 КНИГИ МАККАВЕЕВ (книги, включенной в состав католической
Библии): Иуда Маккавей, предавая земле падших воинов, обнаруживает у
них «под хитонами посвященные Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал
Иудеям», тем не менее он и его соратники «обратились к молитве, прося,
да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал
народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по
вине падших. Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра,
он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма
хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся,
что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться
о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована
превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! Посему принес
за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2 МАК.
12:39-46). Посмертное состояние согрешивших воинов мыслится в этом тексте
как неясное, не определенное до конца и зависящее от акта искупления,
посредством которого живые могут вмешаться в судьбу мертвых (эту возможность
использовала католическая церковь, которая во времена Лютера предлагала
за некоторую плату немедленное освобождение души из чистилища). Доктрина
чистилища, разработанная в решениях Лионского (1274), Флорентийского
(1439) и Трентского (1563) соборов, в конце концов не была принята ни
православной, ни протестантской церквами. Вопросы о месте, длительности
и природе наказания в чистилище остаются достаточно неясными. Чистилище
сначала мыслилось, видимо, как раздел ада: так, АВГУСТИН, считавший,
что грешная душа после смерти идет «либо в огонь очистительный, либо
на муку вечную» (О БЫТИИ ПРОТИВ МА. НИХЕЙЦЕВ, 20:30, col. 212) понимает
чистилище как своего рода «верхний ад». Грешнику вообще трудно понять,
где он находится: в аду или чистилище. У Цезария Гейстербахского иные
грешники, оказавшись на том свете, принимали ад за чистилище и наоборот
(ГУРЕВИЧ, 235). Гуго СЕН-ВИКТОРСКИЙ робко предполагает, что осужденные
на чистилище наказываются там, где согрешили («...их местонахождение
не вполне ясно, разве лишь что из многих примеров и откровений душ,
приговоренных к такому наказанию, часто видно, что они отбывают его
в этом мире; и, пожалуй, вполне было бы возможно, чтобы они претерпевали
отдельные наказания там, где согрешили» (О ТАИНСТВАХ, COl. 586). Вместе
с тем, Данте рисует отчетливую трехчастную структуру загробного мира,
где не может быть места таким сомнениям.
Вопрос о размере ада, а также о соотносительной величине ада и рая таил
известные затруднения: ведь из библейских речений о немногочисленности
спасенных следовало, что ад значительно больше рая, а подобная физическая
пропорция не могла не быть воспринята как явное доказательство торжества
зла над добром. До того, как эта проблема была осознана, авторы видений
и богословы находили некоторое злорадное удовольствие в констатации
неизмеримости ада, для выражения коей уже «ВИДЕНИЕ СВ. ПАВЛА» (3 в.)
дает рельефную формулу: грешников в аду столько, что сто мужей, каждый
из которых имел бы по сто железных языков, не смогли бы перечислить
их, даже если бы начали говорить с самого сотворения мира (выше в «Видении..»
называется и точная цифра — 144 000, — которая, видимо, казалась автору
невероятно большой). Однако позднее богословы поняли, что количественный
перевес ада, в сущности, малоприличен для божественного достоинства;
так возникла проблема, над которой продолжали размышлять даже в 17 столетии,
— еще ЛЕЙБНИЦ усматривал странность в том, «что даже в великом будущем
вечности зло будет торжествовать над добром, и это под верховным владычеством
того, кто является верховным благом...» (ТЕОДИЦЕЯ, 140). Голословные
уверения, что ад меньше рая, с которыми выступил, в частности «крипто-анабаптист»
Курионе в сочинении «О величине блаженного царства Божия» (1554; см.
УОКЕР, 37-38), не решали проблемы, но в конце концов было все женайдено
устраивавшее всех решение, не отвергнутое и современной теологией: количественный
перевес рая над адом будет достигнут , если учесть всех умерших (крещенных)
детей.
|