Идея ада как богословского понятия заключает в себе ряд спорных вопросов,
которые, несмотря на однозначные решения церковных Соборов, продолжали
волновать воображение теологов и мистиков.
Вечность ада
Древней меня лишь вечные созданья,
И с вечностью пребуду наравне, —
гласит надпись над входом дантовского ада (Ад, 3:7-8). Ад сотворен Богом
навеки; это положение подтверждается рядом текстов Нового завета: «огонь
вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (МАТФ. 25:41); «диавол, прельщавший
их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут
мучиться день и ночь во веки веков» (ОТКР. 20:10). Вечность ада довольно
рано стала догматом христианской церкви. Второй Константинопольский
Собор (553 г.) осудил в девятой анафеме тех, кто утверждает, что наказание
демонов и людей не будет вечным. Позднее и протестантская теология подтвердила
этот догмат (статья 17 аугсбургского символа веры, 1530): «Христос...
осудил нечестивых людей и демонов на вечные муки» (цит. по: УОКЕР, 22).
Сильным эмоциональным аргументом в пользу вечности ада служило соображение,
что прекращение мук было бы незаслуженной милостью для грешников, которые,
безусловно, предпочли бы исчезнуть вовсе, чем проводить вечность в аду;
эта мысль появляется впервые во 2-3 в. у Юстина, а затем у МИНУЦИУСА
ФЕЛИКСА (ОКТАВИЙ) — грешники предпочитают «полностью исчезнуть, чем
восстанавливаться для наказаний». (Эту точку зрения не разделяли, видимо,
лишь социниане [16-17 вв.] — последователи итальянских теологов Лелио
и Фаусто Социни, — которые исповедывали смерть души грешника вместе
с телом; тем самым проблема ада снималась сама собой).
Однако не менее сильная эмоциональная аргументация от божественного
милосердия и божественного совершенства — Бог не может ни допустить
вечных мук для собственных творений, ни лишить их возможности раскаяния
и возврата к Богу, — вновь и вновь приводила к сомнениям в вечности
ада. МАРКИОН и его последователи (2 в.) верили в освобождение Христом
из ада всех грешников (ТЕРТУЛЛИАН, ПРОТИВ МАРКИОНА, 1:1); Ориген, а
позднее Скотт Эриугена развивали учение о «восстановлении всех вещей»,
их возвращении в лоно Бога , что делало вечность ада решительно невозможной.
В Новое время против вечности ада, продолжавшей оставаться догматом,
были выставлены новые аргументы. Джон Тиллотсон, архиепископ Кентерберийский,
в конце 17 в. выдвинул два довода, имевшие большой резонанс (в частности,
они обсуждаются в энциклопедии Дидро и Даламбера, в статье МАЛЛЕ, 669-670).
Эпитет «вечный», как утверждал Тиллотсон, и в Ветхом, и в Новом завете
означает лишь «длительный»; потому упоминания о «казни вечного огня»
(ИУД. 7) и т. п. не следует понимать буквально. Второй аргумент Тилотсона
— богословско-педагогический: архиепископ настаивает на необходимости
различать угрозу и обещание; когда Бог говорит, что предаст тех или
иных провинившихся «вечному огню», то — даже если допустить, что речь
действительно идет о вечном огне, — Бог вовсе не дает тем самым обещание,
которое уже не может нарушить, но лишь угрожает в надежде, что угроза
отвратит грех и наказание вообще не потребуется. Такая угроза — не обещание
и не пророчество, совершающееся с железной необходимостью, но лишь педагогическая
мера воздействия.
|